Что делать, если неиссякаемая жажда приключений не дает спокойно усидеть на месте? Правильно, пойти в море. И не в ласковое Средиземное, а в суровую, даже в середине лета, Балтику. Мне кажется, именно это двигало группой молодых и не очень людей, которые, задвинув поездки на дачу и вечера перед телевизором, собрались на борту лодки в лахтинском яхтенном порту Геркулес. Итак, теперь мы – экипаж! И мы идем на регату!
Мы - экипаж Санкт-Петербургской яхты «Русь». Эта четырнадцатиметровая деревянная лодка, без холодильника и душа, без отдельных кают и мягких диванов, без подушек и постельного белья станет на ближайшие четыре дня нашим домом, нашим единственным убежищем от ветра и волн.
Тиковая палуба «Руси»
Выходим в ночь. Хорошо, что сейчас они белые. На себе – теплые непромокаемые штаны, как у горнолыжника, кофта, теплая зимняя куртка-непромокайка, зимняя вязаная шапка, перчатки. Валенки не надеваем, все-таки – лето. Свежий бодрящий ветерок раздул неплохую волну в Маркизовой луже так, что можно идти под парусами все 5 – 7 узлов. Вот бы так все время.
Порт «Геркулес»
На выходе из порта случилось знаменательное событие в моей большой штурманской биографии: я первый раз в жизни посадил корабль на мель! Всю глубину моих переживаний по этому поводу может понять только настоящий штурман! Глубины в окрестностях порта Геркулес очень небольшие, судя по Navionics, мы там вообще пройти не можем, т.к. осадка у нашей «Руси» 2,4 м, что в большинстве случаев больше глубин, указанных на карте. Как они там все проходят? Короче, в какой-то момент, с характерным шорохом киля о песок мы сели. Двигатель в нейтраль! Сидим на песочке на ровном киле. Без паники! Все на правый борт! Все на левый борт! Раскачали, двигателю – полный… Снялись… Пошли…
К полуночи ветер стихает, приходится пускать дизель. Под мотором проходим всю Невскую губу, защитные сооружения и Кронштадт, ближе к рассвету, недалеко от Толбухина, снова идем под парусами. Только чуть расслабились – новая неожиданность: рвется фаловый угол стакселя, и фал убегает наверх. Нужно лезть на мачту, доставать! Привычно и хладнокровно наш капитан зависает над морем в беседке, поднимаемый на мачту за фал ловкими руками вахтенных. Дело сделано без суеты и нервов.
Заметно раскачало. Спать можно только упершись с одной стороны, коленями в край койки, с другой – спиной в борт. Утром завтракать согласились не все. Ну и отлично, сэкономим запасы!
Тем временем, серый день незаметно сменил белую ночь. Дабы не встречаться со злобными инспекторами ГИМС в Бъеркзундском проливе, что у Приморска, идем вокруг Березовых островов. Пусть это на пару-тройку миль дальше, зато спокойнее. Ветер то стихает, то поднимается вновь, поэтому, какое-то время, вынуждены идти под мотором не убирая парусов, чтобы не тащиться 1,5-узловым ходом. Проходим о. Рондо, выходим к маяку на мысе Поворотный, проходим ворота порта Высоцк, а здесь уже и рукой подать до Выборга – каких-то 9 миль,- где собственно и должна пройти регата «Паруса Выборга 2015».
Оставив позади почти 90 морских миль и 15 часов хода, наконец, мы у Выборгского замка. Эффектный вход в бухту под генакером по достоинству оценен зрителями.
После долгих переговоров о месте стоянки и кругов по акватории в ожидании решения, наконец, мы уходим к Бобровому мысу и швартуемся к пирсу местного яхт-клуба. По чарочке рома от капитана за приход. Теперь все! Всем отдыхать! Завтра же гонка!
Маршрут гонки проходит по Выборгскому заливу. С навигационной точки зрения Выборгский залив – очень сложная акватория, изобилующая торчащими камнями и сваями. Требуется крайняя осторожность, чтобы не оказаться на кирпичах с распоротым днищем. Протяженность маршрута по генеральному курсу – около 11 миль, 8 поворотов и масса адреналина.
Капитан распределил обязанности. Мне досталась роль навигатора. Моя задача - давать указания рулевому, куда рулить, так, чтобы пройти дистанцию, как это определено правилами, наиболее быстро и, при этом, не сесть на камни.
Снимаю с карты координаты поворотных точек, ввожу их в навигатор. У меня по маршруту получилось пять потенциально опасных мест, которых следует избегать.
И вот он, старт! Пересекаем стартовую линию под генакером, мчимся к первому поворотному бую. Ветер крепкий, даже на этой относительно закрытой акватории залива раздул мелкую, но противную волну, с белыми пенистыми барашками на вершинах.
Первый знак проходим левым бортом. Далее нам нужно попасть между двумя маяками! Чуть промажешь – там пенится вода над камнями. Как мартышка, скачу с палубы к штурманскому столу и обратно, оценивая безопасность нашего курса и пытаясь разглядеть торчащие из воды скалы. Вся спина уже мокрая. Вот попутные курсы закончились, ставим стаксель вместо генакера и идем в лавировку галсами. Парусов много, лодку кренит так, что вода струится по палубе. Все на наветренный борт! Открен! Подозрительно трещит шов на задней шкаторине стакселя на уровне краспицы. Поворот, другой и парус расползается по шву! Меняем парус, теряя драгоценное время. Нас несет на камни! Быстрее, быстрее!!! Поворот, твою м…ь! Успели, летим дальше туда… нет, не туда, а туда…. Проходим остров, обходим знак «Дубовый» справа, поворачиваем в сторону финиша. Куда лезешь, там же камни!!! Левее давай!!! Пронесло!
Спина мокрая от пота, лицо горит от ветра и солнца, а руки – от веревок. Вон кто-то из соперников лег парусами на воду! А этого притерли к знаку! Еще поворот и с судейского судна нам машут рукой, слышен свисток – мы финишировали! Ура! Можно выдохнуть. Идем к причалу до вечера приводить себя и лодку в порядок.
Вечером, в 19-00, напротив Выборгского замка, призеры и победители получили свои кубки и грамоты. Мы в своем классе вторые. Что ж, это успех! Мы молодцы!
Радостные, идем в магазин слегка пополнить запасы продовольствия и обзавестись шампанским, после чего собираемся за столом в кают-компании, чтобы наполнить завоеванный кубок шампанским и пустить его по кругу. Только вот незадача, кубок куда-то пропал! Оперативно-следственные действия показали, что кубок был благополучно про… оставлен девушками в одной из забегаловок в городе, где они, пребывая в победной эйфории, решили попить кофе, пока мужская часть экипажа занималась покупками.
Что ж, девушки мчатся на поиск трофея, предоставив мужской части экипажа готовить праздничный ужин. Выход в море откладывается. А отложить отход до утра нельзя - не успеем вернуться в воскресенье. Практически всем в понедельник на работу, поэтому задерживаться чревато.
Кубок вернулся! Разливаем шампанское, пускаем по кругу. Ритуал соблюден. Теперь уже ничто не держит нас у причала.
Смеркается, дневной ветер к ночи устал, поэтому молотим мотором холодные балтийские воды, идем на выход из Выборгского залива. Пойдем Бъеркзундским проливом мимо Приморска и далее налево мимо Стирсуддена к Кронштадту. Выход из пролива сразу узнается по чувствительной качке. Открытое море слабаков не любит! К утру ветер крепчает и можно заглушить двигатель. Идем полным ветром чуть правее Толбухина. Солнце светит прямо в лицо, которое все полнее ощущает нахлынувший ультрафиолет и выдает свои ощущения через жар и ответное красное сияние. На подходах к дамбе решаем сменить стаксель на генакер. Крепким вест-норд-вестом его закручивает вокруг штага. Усилие на каждом угле этого паруса под 150 кг, поэтому руками его не раскрутить. Запускаем двигатель, и пытаемся с помощью циркуляции размотать запутавшееся полотнище, или, как говорит капитан,- мясо. Не получается, двигатель не справляется с ветром, нас несет к дамбе. Тут еще огромное океанское судно совсем рядом идет по фарватеру, ему тоже нужно пройти через дамбу. Откладываем эволюции с парусом до момента прохода, сворачиваем за мол, и начинаем наматывать круги под двигателем в надежде размотать в конец запутавшийся парус. На нас с любопытством смотрят два работяги с причала, а мы под свист ветра в вантах все наматываем и наматываем круги. Все, размотали! Ура… Нет, не ура - двигатель задымил! Срочно стоп! Удерживаю яхту на курсе, идем под генакером мимо кронштадтских фортов, а капитан разбирается с двигателем. Бедолага на циркуляции лишился охлаждающей забортной воды и перегрелся. Система завоздушена, надо прокачивать. Прокачиваем прямо в трюм, что вызывает у некоторых не проснувшихся пассажирок приступ паники («Тонем!»). Но, как это водится у хороших парней, все заканчивается хорошо.
И вот уже видна гостиница «Прибалтийская», сворачиваем налево. Курс - в порт Геркулес. Как же приятно возвращаться домой.
Еще по привычке земля под ногами качается, но мы на твердой земле. Поход окончен. Я знаю, усталость пройдет, и снова захочется чего-то этакого со свистом в вантах и брызгами через борт. До новых встреч на просторах мирового океана!