4 октября, вторник
8-00. Ошвартованы в марине порта Methana (37°34′48″N 23°23′32″E). Ветер – штиль, море – штиль, облачность – 0 баллов, видимость хорошая.
Ночь прошла спокойно. Утро выдалось ясное и свежее. Наши добытчики сходили к только что прибывшим рыбацким лодкам, чтобы купить свежей рыбы, после чего, не найдя повода задерживаться в этом тихом городке, в 9-40, после хорошего завтрака мы снялись со швартовых.
Утро в Метане
Путь в залив Limenas Poghonos, отделяющий остров Порос от материка, лежит через неширокий, но очень живописный пролив, на северо-восточном мысу которого, носящего наименование Akra Dana, установлен приметный светящийся знак (37°31′38″N 23°25′32″E; FlWR5s31m8-5M).
Светящийся знак на мысе Akra Dana
Юго-восточный «угол» пролива также отмечен светящимся знаком, расположенном на небольшом каменистом островке Vrsis Neda рядом с мысом Akra Nedha (37°31′5″N 23°25′17″E; FlR2s6m3M).
Светящийся знак Akra Nedha
Через час после выхода, в 10-40 стали на якорь в знаменитой бухте Русская, в точке с координатами 37°31′3″N 23°25′57″E. Под килем 8,5 метров.
Бухта Русская, на заднем плане руины «адмиралтейства»
Купаемся, загораем, впитываем атмосферу знаменитого места, о котором вот что пишут исследователи-любители:
В XIX веке здесь была российская военно-морская база. И связана с ней история, которая лишний раз подтверждает, что и нас, и у греков многое шиворот-навыворот. Был в Греции морской разбойник Мьяулис (полное имя Миаулис Андреас-Вокос), который стал партизаном в борьбе за независимость от турок. За что и получил чин адмирала греческого флота, но поднял бунт против первого главы новогреческого государства. Занял он остров Порос, а усмирить его отправили русскую эскадру под командованием адмирала Петра Ивановича Рикорда. В ответ на выстрелы Мьяулиса русские начали бомбардировать город, да так усердно, что Мьяулису ничего не оставалось, кроме как взорвать два первых корабля греческого военного флота - Hellas и Ydra - в знак капитуляции. А может, от досады. Короче говоря, отличились и те, и другие. Правда, именем Мьяулиса теперь названы чуть ли не все набережные в Греции, а русских моряков уважали и уважают. И не только моряков, ведь на острове, особенно в районе бухты осело много наших соотечественников.
Кстати, этому неоднозначному греку, уроженцу Идры сейчас там стоит памятник.
Памятник адмиралу Миаулису Андреасу-Вокосу в Идре
А о русском адмирале Петре Рикорде хочется сказать особо. Он участвовал в знаменитом кругосветном плавании лейтенанта Головнина на шлюпе «Диана», вместе с ним исследовал Курильские острова и Камчатку. Это он добился освобождения своего командира из японского плена. Об этих и других увлекательных приключениях можно почитать в книгах Василия Михайловича Головнина, например, в «Головнин В. М. Сочинения. Путешествие на шлюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершенное в 1807, 1808 и 1809 гг.»
Уже будучи контр-адмиралом, по возвращении с Камчатки, Петр Рикорд был назначен в средиземноморскую эскадру адмирала Сенявина. На Средиземном море Петр Иванович прославился блокадой пролива Дарданеллы, считавшейся ранее невозможной. Блокада пролива значительно способствовала заключению Адрианопольского мира 1829 года, давшего независимость Греции.
Сама Русская бухта не произвела впечатление акватории, способной разместить эскадру, поэтому остался вопрос, что это за военно-морская база, где может встать ну от силы пара небольших кораблей. Ни по площади, ни по глубинам ничего выдающегося. Расстояние межу мысами, окаймляющими бухту, всего около 350 метров, да и вдается она в берег всего-то на 250 метров, или около того. Где тут флот размещать? Но в путеводителях пишут: «военно-морская база»! Возможно из-за руин здания на самом берегу, которое именуют «адмиралтейством»?
Мой военно-морской опыт подсказывает, что скорее всего, здесь были склады, с которых пополняли запасы русские корабли, а также, возможно, некие судоремонтные мастерские для мелкого ремонта, не более того. Возможно, поэтому и называют это место «военно-морская база». Но в современном понимании это даже не пункт базирования, так как стоять флоту в этой бухте просто негде.
Со стороны залива бухту прикрывает островок Nisis Dhaskalio, на котором возведена небольшая часовня. Что за часовня и почему она здесь, я выяснить так и не смог.
Островок Nisis Dhaskalio
А тем временем многочисленные яхты покидают Порос. Значит места освободились и проблем со швартовкой быть не должно.
Яхты покидают Порос
11-30. Снялись с якоря в бухте Русская, следуем в порт Порос, где и ошвартовались ровно в 12-00. Для швартовки я выбрал восточный выдающийся угол набережной (37°29′58″N 23°27′3″E).
На подходах к Поросу
Удивительно, но яхты одна за одной покидают это место, и, в итоге, мы остаемся одни! Совсем одни в таком знаменитом туристическом месте! Такая странность начинает вызвать беспокойство. Явно здесь есть какой-то подвох. Рядом, «за углом» лагом швартуются, заправляются водой и тут же уходят другие яхты, но никто не остается. Странно. Тут вплотную к нам, но все же «за углом», пытается пришвартоваться катамаран с немцами на борту, и сразу же к нему, размахивая руками, подбегают очаровательные девушки в полицейской форме: «Здесь стоять нельзя!». «Мы только на 10 минут, заправимся водой и уйдем». «Ну ладно, но только 10 минут».
Я отправляю Мишаню на разведку. Что происходит? А нам здесь стоять можно? Ответ, что от полицейских, что от harbor мастера, которого я нашел в офисе, однозначен: «Вам можно». «Мы никому мешать не будем?». «Нет, не волнуйтесь, все в порядке». Но в чем же подвох? Почему кроме нас, здесь никто не стоит? Все же решили, что местным виднее, и надев парадные футболки и шорты сходим на берег для осмотра местных достопримечательностей.
Наша одинока яхта на углу у стенки
Из путеводителя известно, что Порос, что, кстати, в переводе означает «переезд» или «брод», древнее и весьма знаменитое место. Сам город расположен на небольшом полуострове Сферия, отделенном от собственно острова Порос с севера узким перешейком, а с юга, от материка, - проливом Stenon Porou.
Строения города ступеньками уходят вверх. Посидев немного на набережной, попробовав греческий кофе со льдом, решили отправиться наверх, к колокольне.Колоритные улочки без тротуаров, белые с черепичными крышами пряничные домики, - вот что такое Порос, ну или по крайней мере, его центральная, туристическая часть.
Панорама Пороса
Дорога наверх пролегала через узкие малолюдные улочки, крутые каменные ступеньки. Интересно, как тут на автомобилях ездят? А ведь ездят, сам видел.
На ступеньках
Вакантные места в теньке заняты многочисленными котами и кошками. Что бросилось, в глаза, так это вытянутые морды у этих хозяев улиц. Наши кошки немного не такие.
Пять кошек
Мы поднялись на холм, к колокольне, откуда открывается потрясающий вид на залив и город. И вот она – неожиданность: огромная многоголосая толпа туристов, вдруг взявшаяся ниоткуда. Так вот, в чем был подвох: буквально в метре рядом с нами пришвартовался огромный туристический паром из Афин с красивым названием «Anna Maru».
Озадаченные паромом
Достигнув вершины, оценив риски, решаем возвращаться к яхте. Кто его знает, что ждать от этого парома. Спускаемся со стороны пролива, отделяющего остров от материка.
Пролив
Небольшой набег на сувенирные магазинчики, и мы на борту, ждем остальных участников для того, чтобы двигаться дальше. Сегодня по плану у нас ночевка в Эрмиони, но есть сомнения, что успеем туда добраться в разумное время. Тем не менее, попытка – не пытка. Тем временем, наши рыболовы пытаются поймать и даже успешно, рыбу прямо у причала. В прозрачной воде видны стайки рыб, за которыми приглядывают, опустившись чуть поглубже, хищники. Вот она – рыба, только лови.
Рыба
С рядом стоящего парома «Anna Maru» раздается гудок. «Цигель – цигель! Ай-лю-лю! Михаил Светлов! Ту-ту!». Значит скоро все прибывшие туристы должны быть на борту. Паром скоро отваливает. Он ошвартован кормой к причальной стенке с отдачей якоря. Вроде бы мы в безопасности, но какое-то десятое чувство беспокойства все же начинает подниматься из глубины души.
Наконец, с парома убирают трап и отдают швартовые. Он дает ход вперед для выбирания якоря. И тут начинается… Мощной струей от винтов судна нашу яхту буквально швыряет кормой на бетонную стенку. Пару неприятных касаний оставляют неизгладимую рану на сердце капитана. «Чтоб тебя…». Даже то, что мы оттянулись от набережной на всю длину своего опускающегося трапа, не спасло нас от навала. Слава богу, повреждений нет, но осадочек все же остался.
14-30. Снялись со швартовых порта Порос. Идем в сторону острова Идра (37°21′1″N 23°27′57″E).
Порос остался за кормой
На выходе из пролива подул довольно неплохой ветер, поэтому ставим паруса. Наконец ветер позволяет порезвиться под парусами. Идем галсами. Скорость по генеральному курсу, конечно же небольшая. Но первый полноценный переход под парусами того стоит.
Протестировали новый для экипажа аттракцион: купание на буксире. Нашлось два добровольца – Андрей и Аня, которые вкусили все ощущения набегающего потока воды.
Буксировка
К закату ветер стих, пришлось снова запустить двигатель. В Эрмиони, мы до темноты не успеваем. В Идре (37°21′1″N 23°27′57″E) встать, скорее всего негде, а становиться на якорь в соседней с ней бухте Мандраки (37°21′18″N 23°28′55″E), я не хочу, так как по прогнозу ожидается усиление северного ветра. Оказаться на якоре у берега при навальном ветре опасно, поэтому решаю стать у противоположного берега у острова Nisos Souopia.
На закате подходим к островку Nisos Soupia, который издали напоминает огромный паром. Очень красивое зрелище.
"Паром" Nisos Soupia
Обходим островок и примериваемся, где бы нам бросить якорь. Тут уже стоит одинокая яхта, но места хватит всем. Стоянка должна быть безопасной несмотря на прогноз.
Тем временем, солнце прячется за холмы. Быстро темнеет.
Закат
Уже в глубоких сумерках, в 19-22 стали на якорь в точке с координатами 37°25′16″N 23°29′21″E. За 6 ходовых часов прошли 16 миль.
На берегу ни огонька. Разве что подмигивают слева у самого берега красный и зеленый огни входа в какую-то совсем крохотную частную гавань. Больше ничего. Только на противоположном берегу, компактно переливаются огни Идры. А здесь кромешная тьма, лишь изредка прорывается свет фар от немногочисленных автомобилей на шоссе, что, видимо, проходит где-то наверху на холме.
Зато какие звезды! Млечный путь, узкий серп месяца и наш якорный огонь – вот и все естественное освещение. Но если взглянуть вооруженным глазом на всю эту красоту, то открываются неисчислимые мириады звезд. Даже простой бинокль открывает эту бесконечность. Завораживающее зрелище. Тишину нарушает только хлюпанье волн о корпус лодки да шелест прибоя на близком темном берегу. Вода фосфорицирует. Эту особенность мы заметили еще при стоянке на якоре в Эпидавре. Ночь, звезды, вода, первозданная тишина – все это создает особое настроение. Ведь точно такие же звуки, запахи ощущали древние люди несколько тысяч лет назад, ступавшие на эти берега и преодолевавшие эти водные пространства. Какими они были? Наверняка не такими как мы. Ведь смогли же они без инструментов и технологий построить храмы, способные простоять тысячу лет. Мы так уже не можем…
Продолжение следует…
Начало: Греческий дневник. День 0, Греческий дневник. День 1 , Греческий дневник. День 2