Итак, четвертый день нашего обучения начался неприятным известием о том, что газ для приготовления пищи благополучно закончился, и мы вынуждены вернуться в марину, потеряв из-за этого почти полдня. Наше ожидание несколько скрасил живописный пожар в марине. Столб черного дыма, пламя – что-то очень горючее воспламенилось на строящемся причале.
Но, наконец все на борту, и мы начинаем наш переход в город Будва.
Сначала идем под двигателем, а затем ставим паруса…
Ветер дует с гор, поэтому удалось пройти под парусом пролив Kumborski Tesak, бухту Hersegnovski Zaliv, обогнуть остров Mamula с западной стороны.
На острове расположилась старая крепость, а сам остров получил свое название по имени австрийского генерала Лазаря Мамула, который был наместником Далмации в XIX веке. Крепость была выстроена на острове по его приказу в качестве дополнительного оборонительного сооружения на подходе к берегу и использовалась по прямому назначению в обеих Мировых войнах XX века. А во время Второй Мировой здесь еще и находился лагерь для военнопленных. Крепость имеет круглую форму, ее размер в диаметре – 200 метров. На некоторых современных морских картах остров обозначен как Ластовица, что в переводе означает «Остров Ласточки».
Остров и крепость Мамула обладают всеми достоинствами морского форпоста – отсюда хорошо просматривается море и виден берег. Кстати, остров находится на границе территорий двух государств: с одной стороны - воды Черногории, с другой – Хорватии. Эти страны даже ведут спор – кому же все-таки принадлежит столь интересная для туристов и перспективна в плане бизнеса достопримечательность. А пока этот вопрос не разрешен, в крепость не привозят экскурсии, за ней нет надлежащего ухода, и она потихоньку разваливается.
Выход из Бока Которского залива обозначен с запада мысом Rt Ostra, где расположились стены форта Оштро…
Оштро – Хорватская территория
а с востока – мысом Rt Mirista, где обосновался форт Арза.
Любопытно, что форт Арза вместе двумя другими фортами, Мамула и Оштро являлся передним рубежом обороны Боко-Которского залива от возможного нападения с моря. Строительство крепости было завершено в 1853 году. Это была двухэтажная круглая башня-колодец с амбразурами для орудий, а также с пристройкой, где располагались казармы. Со стороны, а еще больше с воздуха Арза своими очертаниями напоминает огромную чайную кружку с массивной ручкой.
Вот эта кружка Арза
Для своего времени это был первоклассный форт, однако к началу Первой мировой войны технически устарел. К началу войны был вооружен двумя гаубицами 156 мм и пулеметами. Вместе с Мамулой и Оштро принимал участие в отражении атак французского флота. В течение 1914 года французы трижды предпринимали безуспешные попытки штурма Боки, и были вынуждены отступить с единичными потерями в живой силе с обеих сторон.
Нас провожают играющие дельфины. Я еще не видел их так близко. Они настолько быстрые, что получить удачный кадр так и не удается.
Но все эти достопримечательности остаются позади. Мы – в Адриатике! За кормой виднеется вход в залив и нависающий над ним вершина горы Радостак.
Ветер, дующий из Бока Которского залива, как из аэродинамической трубы, постепенно стихает, яхту ощутимо качает, что создает определенные сложности для вахтенного кока на камбузе. Ведь война войной, а обед – по расписанию.
Наконец, решаем спустить паруса, запускаем двигатель. Курс - на Будву.
Назначенные навигаторы осваивают работу с ручным пеленгатором и ведением ручного графического счисления. Для этих целей накануне я составил таблицу общих поправок компасов (двиация плюс магнитное склонение). Об этом расскажу как-нибудь отдельно. А пока идем вдоль берега, тренируясь удерживать яхту на курсе по компасу.
Пеленг сюда…
Пеленг туда…
Вот и место можно определить способом крюйс-пеленга на знак Добреч.
А тем временем, наш путь лежит мимо живописных скалистых берегов.
Скала с часовней Hrid Sveti Nikola
Подходим к повороту в залив Будва. Траверз мыса Rt Platamuni
Марина Будва расположена на берегу одноименного залива и защищена с моря островом святого Николая.
Залив Будва (другое название - Plicina Tunjaj) разделен на две части подводной отмелью. Поэтому не получится безопасно пройти напрямую между берегом и островом Святого Николая от Будвы в сторону знаменитого полуострова Свети Стефан - мелко.
Подход к марине Будва обозначен светящимися знаками ограждения. Мы высматривали, когда появятся в поле зрения входные ограждающие буи, выдерживая курс точно на церковь на северо-западной оконечности острова Святого Николая – отличный ориентир!
Прошли ворота, двигаемся по фарватеру в марину. Солнце спряталось за вершину горы Ловчен, а мы ошвартовались к внешней стороне причала. Хорошо, что от ветра с моря нас защищает остров, но все же яхту ощутимо покачивает даже здесь.
Этот день завершился душевным философским разговором с нашим капитаном под аккомпанемент неплохого местного вина, свежеприготовленных креветок за 5 евро ведро, и оглушительной дискотеки (как в Геленджике) до часа ночи в прибрежном ресторане.
На гавань и город опустилась темная южная ночь, а мы, слегка захмелев от красот и вкусностей, наблюдали сюрреалистическую картину, когда напротив нас в небе вытянулись огни шоссе, как будто подвешенного к звездам на черном небе, по которому двигались огни машин, то появляясь, то исчезая в туннелях. Это неземное в прямом и переносном смысле зрелище создали огни Адриатического шоссе, проложенного по склону горы высоко над уровнем моря.