Итак, следующий день по погоде не сильно отличался от предыдущего. Снова радовало теплое яркое солнце, почти безоблачное небо, но вот что не радовало, так это отсутствие ветра. Стоял штиль. Поэтому надежда походить под парусами пока все-еще продолжала оставаться надеждой.
А пока, дождавшись команду снабжения, отправившуюся в город для пополнения запасом, мы отдали швартовые и под мотором отправились снова на полигон в Морьинскую бухту для отработки швартовки и других маневров под двигателем.
Про Морьинскую бухту, где мы назначили наш полигон, я писал в предыдущей серии, а вот о близлежащих достопримечательностях еще нет. А об этом стоит поведать.
Путь к полигону проходит через достаточно узкий пролив под названием Prolaz Verige. В переводе с сербского языка слово «вериг, верига» означает – цепь. Как пишет Википедия, название «Вериге», по легенде, появилось в 1381 году, когда пролив был перегорожен цепью (цепь = верига), чтобы воспрепятствовать проходу венецианских кораблей к Котору, находившемуся на тот момент под протекторатом короля Лайоша Венгерского. Однако, по многочисленным историческим свидетельствам, пролив перегораживался цепью для защиты от пиратов и ранее, с самых древних времен.
Надо сказать, что в эту легенду охотно можно поверить, т.к. пролив действительно узкий, шириной около 250 метров в самой узкой части. Сейчас берега пролива соединены паромным сообщением. Оранжево-белые паромчики ходят в светлое время суток достаточно часто, и нам приходилось быть очень внимательными, чтобы не мешать их движению.
Выход из пролива лежит как раз напротив города Пераст. На мысах, ограждающих северную часть пролива расположены навигационные светящиеся знаки. Слева на мысе Rt Turski – белая коническая башня
…а справа, на мысе Rt Verige – полосатый столб.
Любопытно, что светящийся знак Rt Verige расположился рядом со старинной часовни, которая называется Crkva gospa od anđela и была построена в 1585 году. Как утверждают некоторые путеводители, эта церковь – Церковь Богородицы с ангелом когда-то служила крепостью. Поэтому она была построена на отвесной скале, с которой открываются потрясающие виды, а сам храм окружала стена.
Но наибольший интерес у нас, как и у большинства туристов, вызвали два острова, расположившиеся непосредственно при выходе из пролива. Это остров Святого Георгия (Sveti Dorde)…
…и остров Богородицы на рифе (Gospa od Skrpjela).
На острове Святого Георгия возвышается единственное сохранившееся здание монастыря Святого Георгия, который впервые упоминается в 1166 году как собственность города Котора. Изучение немногих сохранившихся фрагментов первоначального архитектурного убранства позволило сделать вывод, что аббатство существовало как минимум уже в IX веке.
Если остров Сятого Георгия оставил свое место в истории благодаря бенедиктинскому аббатсву, которое располагалось на нем, то остров Святой Богородицы Gospa od Skrpjela – настоящая легенда здешних мест.
Название острова «Госпа од Шкрпела» означает «Мадонна на Рифе» или «Божья Матерь на Скале» (от латинского «scropulus» — «риф»).
Легенда гласит, что в этом месте был риф, чуть выступающий из воды. И Которские моряки из Пераста, братья Мортешичи потерпевшие кораблекрушение в 1452 году, чудом спаслись на этом клочке земли. Спаслись и обнаружили здесь икону Богородицы, которая излечила одного из них от болезни. С тех пор моряки, благополучно вернувшиеся из дальних плаваний, стали кидать в море камни. И возник остров, на котором воздвигли церковь Богородицы на скалах. Маленькую, уютную и очень красивую. Теперь каждый год 22 июня моряки из горда Пераст и близлежащих мест садятся в лодки, груженные камнями, плывут к острову и там сбрасывают камни в море. Сама церквушка красива и гостеприимна. Очень трогательна коллекция подарков моряков церкви. Коллекции сотни лет. Подарки незамысловаты: посуда, оружие, утюги, швейные машинки, словом, всё, что привозили моряки из далеких краев в благодарность о своем возвращении. Там же висит очень трогательная икона, вышитая женой моряка. Она начала её вышивать, когда он ушел в море. Вышивала 37 лет. Икона изображает богородицу в окружении ангелов. Волосы ангелов она вышивала своими волосами. На первых ангелах они-золотисто белокурые, в конце - совершенно седые...
Венчает все эти легендарные места город Пераст, который и был древним хранителем входа в бухту. Да, собственно, и вся жизнь этого города связана с мореплаванием и судостроением. Он дал миру целую плеяду выдающихся мореплавателей, среди которых адмирал балтийского флота Матиас Змаевич, который помогал Петру Великому создать этот самый Балтийский флот и был одним из близких друзей царя.
Пераст лежит у подножия холма Святого Ильи (873 м), на мысе, который отделяет Рисанскую бухту от Которской. Название города, как считается, происходит от имени иллирийского племени пирустов. Первое письменное свидетельство существования Пераста относится к первой четверти 14 века, когда здесь властвовали пираты. В 1420 году город попал под контроль Венецианской республики, под которым он и пребывал до момента ее распада в 1797 году. С 1580 по 1950 годы Пераст был настоящим городом-побратимом Венеции: за это время было построено 19 барочных дворцов и 17 храмов. Культурная жизнь била ключом. Пераст, как и Венеция, никогда не нуждался в каменных стенах: горы, нависшие над Перастом, защищали его от нападений с суши, а для обороны узкого пролива Вериге было достаточно нескольких кораблей. Когда в 15 веке Османская империя захватила все северное побережье Бока-Которского залива, отбить Пераст и Котор у венецианцев турки не смогли.
Вот рядом с такими легендарными местами мы лихо отрабатывали маневры, имитирующие подход к причалу кормой в тесной марине и постановку на муринг «по-средиземноморски». Для тех, кто не совсем в теме, муринг – это канат, одним своим концом закрепленный на мертвом якоре на дне, а вторым – к причалу. Когда яхта швартуется по-средиземноморски, муринг поднимают из воды и крепят им нос лодки, а оставшаяся часть каната, закрепленная к причалу, остается свободно болтаться вдоль борта. Лодка становится кормой и фиксируется с помощью кормовых швартовых концов.
Эти учения заняли у нас практически весь день, и пора было решать, куда двигаться на ночевку. Большинством голосов решили в марину не ходить. Уж больно накладно оказалось для нашей корабельной кассы стоять в таком роскошном месте как Porto Montenrgro. Для нашей 46-ти футовой лодки это стоило 77 евро в сутки. Поэтому недолго совещавшись, мы решили переночевать на якоре за островом Святого Марка (Sveti Marko), который лежит напротив Тивата.
И после не очень длинного перехода под двигателем мы выбрали место для стоянки в бухте Uvala Krtole, как раз напротив острова. Нашли вроде бы ничейный буй и надежно ошвартовались.
Остров Святого Марко (ранее известный как остров Страдиоти). Изначально остров был назван именем Святого Гавриила, в честь возведенной на его территории церкви. Но уже в венецианскую эпоху его стали называть островом Страдиоти (от греческого слова «στρατιώτης» [stratiotis] — «солдат»), поскольку на острове располагался лагерь венецианских солдат греческого происхождения. Последняя смена названия произошла в 1962 году, когда на острове был построен туристический поселок имени Святого Марко.
Этот туристический поселок принадлежал французской сети Club Méditerranée, которая занималась организацией эксклюзивного и высококлассного отдыха в различных уголках мира. На острове было построено порядка 500 хижин в типично таитянском стиле — без подведения воды и электричества. Такой отдых в условиях красивой природы на уединенном острове пользовался большой популярностью, но из-за распада Югославии и военных действий в стране поселок был заброшен.
Какое-то время остров пустовал, оставаясь по-прежнему экзотически красивым местом с налетом таинственности, пока его не выкупила международная корпорация Metropol Group. Она намеревается возродить былую славу острова Святого Марка и построить здесь уникальный 6-звездочный спа-курорт высшего класса Banyan Tree Spa Montenegro. Но пока, кроме металлолома, остатков каких-то строений и брошенного десантного катера на якоре у самого берега, никаких признаков 6-ти звездочного курорта мы не обнаружили.
Рядом с нами стояла еще одна яхта, похоже, без экипажа на борту.
С нашей стоянки открывались бесподобные виды на берег…
На соседние лодки…
… близлежащие острова…
После ужина и теоретических занятий по навигации, разбились на вахты и отправились отдыхать. Наша с Дмитрием вахта оказалась с двух ночи до половины четвертого утра. Было тихо и почти безветренно. Полная луна освещала все вокруг, поэтому наши опасения относительно того, что из-за неисправности якорного огня на нас могут наскочить в темноте оказались не обоснованными.
Незаметно наступило утро
На берегу нарисовался какой-то мужик и яростно размахивая руками начал нам что-то кричать. Наверно желает нам доброго утра, подумали мы и стали неспешно готовить завтрак. Наконец, мужик осознал, что мы его не совсем понимаем, поэтому, видимо, напряг все свои познания языках и, наконец, изрек знакомую нам фразу: «Приват!» Ага, видимо, мы все же заняли чужое место. Что ж, ночь закончилась, поэтому спорить мы не стали, быстро снялись с буя и подошли к острову, лежащему напротив. Немного поманеврировав в поиске безопасного места, бросили якорь у берега и сели завтракать.
Завтрак прошел, как это водится, в дружной товарищеской обстановке, после чего, мы вынуждены были отправиться в Тиват: закончился газ, а без него готовить на борту невозможно. Кроме того, нужно было пополнить запасы пресной воды, т.к. наш экипаж еще не научился экономно ее расходовать.
Ошвартовавшись в Porto Montenegro, мы отправили молодежь за газом и стали ждать…