Итак, оставив за кормой город Будва, наш Ангел понес нас на юг, в Бар, главный морской порт Черногории. Ветер недолго нас радовал, поэтому через час или два после выхода из Будвы, мы, предварительно открыв купальный сезон в водах Адриатики, спустили паруса и направились к цели под мотором. Вход в марину Бара расположен левее входа в порт и обозначен светящимися знаками на углах входных молов. Разглядеть его удалось не сразу.
На связь по УКВ с мариной не выходили, зашли и направились к свободному месту у одного из причалов наугад. Пока маневрировали, на пирсе нарисовался мужичок, стал размахивать руками, вероятно показывая, куда нужно встать. Послушались, ошвартовались правым бортом, едва протиснувшись между стоящими в беспорядке другими лодками, свисающими концами, подвесными двигателями. Тут же упомянутый мужичок забрал наши документы на яхту и удалился в офис.
Да… бесплатно не постоишь, документы так просто не оставишь. Ценник за стоянку неприятно поразил. Восемьдесят шесть евро! За что? Ни тебе люксовых душевых, как в Porto Montenegro, ни радушной встречи, как в Будве. Пока стояли перед офисными сотрудниками (присесть никто не предложил) в ожидании оформления, почувствовал себя в старом советском гастрономе, когда «…вас много, а я одна, постоите, не обломитесь!» Да и сам офис ну совсем не как на картинке в рекламных брошюрах: стены с облупившейся краской, неухоженные.
Кто-то из старожилов нам рассказал, что якобы у Баре у каждого причала в марине свой собственник, поэтому цена стоянки может сильно отличаться. Хотя, с другой стороны, если бы были разные собственники, была бы конкуренция, была бы борьба за клиента, а мы пока увидели только «…вас много, а я одна…».
Пока оплачивали стоянку, поднялся ветерок, который, через некоторое время, превратился в ветер, а затем и в ВЕТЕР, да такой, что засвистели ванты.
Упускать такой ветер после практически полного безветрия в предыдущие дни мы не могли. Поэтому уже звучит команда «Баковым на бак, ютовым – в кабак! По местам стоять со швартовых сниматься!» Поначалу наш капитан доверил было маневр отхода мне, но очень скоро выхватил штурвал из рук и стал рулить сам. Сильный навальный ветер не давал отойти и старался навалить нас на концы, винты, подвесные моторы стоявших рядом лодок. В глаза бросался обречённый взгляд наших соседей. Судя по всему, они уже морально смирились с тем, что без потерь не обойдется. Но мастерство не пропить! Пусть не с первого и даже не со второго раза, но нам удалось оторваться от причала на относительно свободный участок, дать хороший задний ход, обогнуть все препятствия и, не задев соседей, выскочить на открытую акваторию.
Удивительно, но по мере удаления от берега, ветер слабел, так, что даже рифы на парусах брать не пришлось. Начались парусные учения. Поворот оверштаг, поворот через фордевинд, хождение полными курсами, круто к ветру, а в конце – постановка в дрейф под парусами. Накрутились вдоволь и уставшие, но довольные вернулись в марину. А здесь все тот же свист в вантах. Судя по всему, это – Бора, - свирепый местный северо-восточный ветер с гор, который, правда, совсем не испортил нам трапезу. На ужин наш шеф-повар расстарался и порадовал нас свежей жареной рыбой.
Свист в вантах продолжался и ночью и даже утром, мешая спать, поэтому я опять проснулся на рассвете и, чтобы не будить остальных, после душа, отправился осмотреть окрестности. До старого города было далековато, поэтому – только окрестности порта.
Итак, город Бар, как пишут все путеводители,- главный порт страны. Возможно это так и есть, но вид порта совсем не впечатлил. За время нашей стоянки в порт вошел один паром из Италии и еще какой-то контейнеровоз. Больше никого не видели. На акватории порта, прямо напротив марины – кладбище старых военных кораблей Югославии.
Свое название город получил от еще от римлян – Антибар, т.е. город напротив итальянского Бари, куда и поныне ежедневно курсируют красавцы паромы.
Как я уже писал, все основные исторические достопримечательности Бара находятся в старом городе. Новый город – типичный черногорский населенный пункт с незамысловатыми новостройками, парком и набережной, откуда открывается красивый вид на море.
Главная туристическая достопримечательность нового города – новая православная церковь святого Ивана Владимира, - первого сербского святого.
По преданию, Иван Владимир будучи сербским правителем на рубеже Х-ХI веков, во время завоевания болгарами своего государства был пленен. Согласно летописям XII века, дочь правителя победителя, полюбила пленника, умоляя сделать её супругой Ивана Владимира. После заключения брака Иван Владимир правил своими бывшими землями как вассал Болгарии. В 1016 году племянник и наследник Самуила Иван Владислав казнил Ивана Владимира перед церковью в Преспе. Как гласит легенда, святой поднял свою отрубленную главу с земли, сел на коня и отправился в церковь. Прибыв туда, он спустился с коня, сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» – и испустил дух, обретя немеркнущий мученический венец.
Другая достопримечательность нового города - Дворец короля Николы в местном ботаническом саду, который долгое время носил название Дворец Тополица, по имени местности, где он построен.
Надо сказать, что король Никола (единственный король в истории Черногории) был выдающейся личностью и успел многое сделать для страны за долгое время правления с 1861 по 1918 годы.
Этот дворец он построил в 1885 году для семьи своей дочери Зорки на самом берегу моря. Он представляет собой целый комплекс зданий: большой и малый дворцы, часовня, будка сторожа и зимний сад, в начале XX века был еще пристроен большой зал для танцев, а также в этот комплекс входит ботанический парк с растениями Средиземноморского региона, в котором растет даже пробковое дерево.
Ранее от дворца до самого моря лежал деревянный настил, который служил пристанью для яхт, которых у короля Николы было десять, а одну из них он купил у писателя Жюля Верна.
Сегодня основное здание дворца - служит помещением местного краеведческого музея.
Вот собственно и все о новом Баре.
А ветер все еще свистит в вантах. Снимаемся со швартовых, поднимаем паруса и берем курс на север. Наша цель – небольшая рыбацкая деревушка Бигова. Будучи небольшим поселением рыбаков, Бигова осталась в стороне от бурных исторических потрясений. Здесь не строили свои резиденции короли, не возводились крепостные стены, не свершались революции. Однако существует предание о том, что в этих местах бывал апостол Павел. Сейчас в Бигово проживает около 100 человек местных жителей. Говорят, что здесь расположены дома музыканта Горана Бреговича и режиссера Эмира Кустурицы.
Ветер встречный, поэтому приходится идти галсами. Расстояние по генеральному курсу чуть меньше 30 миль мы шли целый день, практически до захода солнца, но это было удовольствие – солнце, свежий ветер, небольшая волна, паруса и шипящая вода под штевнем, дельфины, купание и еще море ощущений, которые возможны только на борту яхты.
Уже смеркалось, когда мы свернули в уютную бухту и ошвартовались у гостеприимного причала ресторана Бигова. Если посещаешь ресторан, стоянка – бесплатно.
Собственно, нас уговаривать не пришлось. Ужин был совсем неплох, удалось попробовать рыбную чорбу – национальный черногорский суп и пршут – вяленое мясо. Все это приправлялось местным вином. На семерых ужин обошелся нашей корабельной кассе в 107 евро. Вполне себе бюджетно, учитывая бесплатную стоянку у причала с электричеством и водой. Вот такие сытые и довольные мы закончили наш шестой день плавания.