В 1992 году на широкие американские экраны вышла семейная комедия с Куртом Расселом в главной роли. Сюжет фильма незамысловат: неожиданно получив в наследство двухмачтовое парусное судно, одна чикагская семья решает предпринять свое первое путешествие на ней, для чего нанимает капитана. Как вы уже догадались, фильм называется «Капитан Рон», - по имени главного героя Курта Рассела.
Курт Рассел в роли Капитана Рона
В фильме есть примечательный эпизод (примерно с 25-минуты просмотра). Судно приближается к гавани, за штурвал становится Капитан Рон, резко увеличивает ход и под панические возгласы хозяина невозмутимо направляет судно на хорошей скорости прямо носом в причал.
Примерно в дистанции одного корпуса яхты Капитан Рон дает полный назад и перекладывает руль лево на борт.
Судно, нещадно дымя дизелем, разворачивается практически на месте и замирает неподвижно правым бортом у причальной стенки.
Даже не заводя швартовые Капитан Рон сходит на берег, заказывает себе выпивку в баре и начинает танцевать, выводя из ступора публику на причале.
Вот как раз этот маневр, - швартовка с разворотом на 90 градусов, и получил название у яхтенной общественности «Маневр Капитана Рона».
Опытные яхтенные инструкторы, такие, например, как директор яхтенной школы «Клуб Парусных Экспедиций 60North» Федор Дружинин, как-то высказывал мысль, что «Капитан Рон»,- это единственный маневр, которому нужно учить новичков:
«Когда крадешься, по крутой траектории не зайдешь. Только если условия есть для "паромной" швартовки, ferry gliding. В этом плане "капитан Рон" - антитеза типичной швартовки новичка, когда крадешься вдоль бесконечной стенки, постепенно к ней приближаясь. В философском плане - "капитан Рон" будит внутри рулевого внутреннего самурая, бестрепетно готового ко всему, отрешившегося от своих страхов и положившегося на отработанные в додзе навыки. Учитывая, что у нас тут (в Финских шхерах) вообще-то сплошной сад камней, медитации и созерцание лебедей - очень гармоничный маневр»
Как же правильно выполнить «капитана Рона»? Вот рекомендация опытного яхтенного капитана Станислава Лурье:
«Проще всего становиться тем бортом, на который забрасывает корму при реверсе. Особо быстро подходить не надо (одно из основных правил - выход на "цель" по инерции, на нейтралке), после начала поворота (когда - зависит от лодки и того, насколько быстро она поворачивает) отработать назад - винт подожмет корму сам. Причем работать задним долго или рывками - тоже имеет значение. Но обычно достаточно остановить движение вперед, при этом лодка будет продолжать двигаться бортом-кормой прижимаясь к причалу. Если же приходится становиться другим бортом, то скорость подхода должна быть больше, поворот резче (можно газануть вперед при повороте) и отработка назад когда лодка почти стала параллельно причалу, таким образом компенсируя эффект заброса винта. На самом деле маневр достаточно простой и не такой уж опасный, как многие думают. Но есть несколько правил:
- Целится нужно приблизительно по центру места швартовки
- Не заходить под углом меньше 45* и больше 90* (идеально - почти 90)
- Заходить на нейтралке! При этом держать скорость, при которой лодка хорошо слушается руля (зависит от лодки, водоизмещения и погоды)
- Не боятся газовать вперед, если чуть не хватает радиуса
- Не передергивать резко ручку Р-Р.
- Не крутить руль туда-сюда, обычно оставляем переложенным на борт (если что, корму можно довести тычком вперед и легким оттормаживанием)
В общем-то, разницы каким бортом становиться нет - кому как удобно (при наличии определенного опыта), но для новичка проще всего использовать заброс винта себе на благо, а не пытаться с этим эффектом бороться. Соответственно, удобней становиться тем бортом, на который забрасывает корму на заднем ходу.
Вот такой он, - этот «Капитан Рон»