Каждому настоящему моряку приятно осознавать, что в своей практике используются самые прочные и надежные морские узлы. Не так давно журнал “Yachting monthly” провел свое исследование, какой из морских узлов, изучаемых по программе RAY, самый прочный.
Для испытаний использовалось следующие типы веревок: 12 мм плетеный трос из полиэфира Marlowbraid
10 мм синтетический кевларовый трос Dyneema,
14 мм трехпрядный полиэстеровый канат
Тестирование проводилось на специальной установке Marlow Ropes’ 30-tonne strain facility.
Для тестов выбранные узлы были разделены на 2 категории: петли (loops) и узлы для связывания концов (bands)
В категорию петель были включены следующие узлы:
- Беседочный узел или булинь (Bowline)
- Фламандская петля (Flemish loop)
- Рыбацкий штык (Anchor bend)
- Штык со шлагом (Round turn and two half-hitches)
- Двойная рыбацкая петля (Double fisherman’s loop), иногда его называют фаловым узлом
Вторую группу составили узлы для связывания веревок между собой. Сюда вошли:
- Прямой узел (Reef knot)
- Шкотовый узел (Sheet bend)
- Двойной шкотовый узел (Double sheet bend)
- Рыбацкий узел (Fisherman’s knot), его еще у нас называют «узел связывания чужими концами»
- Двойной рыбацкий узел (Double fisherman’s knot)
Также в испытаниях петель участвовали:
- Огон из 10 мм синтетического кевларового троса Dyneema
- Огон из 12 мм плетеного троса из полиэфира Marlowbraid
- Огон из трехпрядного полиэстерового конеца
В ходе испытаний были получены следующие результаты:
Итак, прокомментируем результаты. Сначала петли.
Самыми прочными оказались плетеные огоны. Первое место!
Второе место занимает двойная рыбацкая петля (Double fisherman’s loop)
Третье место - Рыбацкий штык (Anchor bend)
Четвертое место – Фламандская петля (Flemish loop)
Пятое место – король всех узлов, - беседочный узел (Bowline)
На графике присутствует Splicing nut – это огон, полученный с помощью специальной защелки. Мы его не используем.
Среди узлов для связывания концов
Первое место у двойного рыбацкого узла (Double fisherman’s knot)
Второе место занял двойной шкотовый узел (Double sheet bend)
Третье место – рыбацкий узел (Fisherman’s knot), другое название – узел связывания чужими концами
Четвертое место – шкотовый узел (Sheet bend)
Пятое место – самый распространенный прямой узел (Reef knot)
Проведя все необходимые испытания, исследователи пришли к следующим выводам:
1. Для швартовки на кнехт, битенг наиболее надежным будет использование огона, заплетенного с помощью длинного (иногда его называют разгонным) сплесня. Если такого троса нет, или нет возможности заплести огон, тогда лучшим узлом для швартовки будет штык со шлагом (Round turn and two half-hitches). Этот узел прочнее традиционного булиня и не развяжется под нагрузкой.
2. Для крепления шкотов к парусам, как свидетельствуют полученные данные, лучше всего подходит двойная рыбацкая петля (double fisherman’s loop), однако, это справедливо при условии, если вы не против в конце сезона отрезать шкоты вместе со шкотовым углом паруса. Все дело в том, что этот узел затягивается. Поэтому большинство для этих целей предпочитает использовать, пусть менее прочный, но зато незатягивающийся булинь. В то же время, для крепления кренгельсов фалов затягивающаяся петля уже не является проблемой, поэтому даже производители, например, такие, как Bavaria, рекомендуют двойную рыбацкую петлю
3. Для связывания двух концов одинакового диаметра наиболее предпочтительным будет двойной рыбацкий узел (double fisherman’s knot). Для тросов различного диаметра лучше подойдет двойной шкотовый узел (double sheet bend) как наиболее безопасный и легко завязываемый.
Более подробно на эту тему можно почитать на сайте журнала в статье «What is the strongest sailing knot?»