Виски на скалах

Из Сообщения ТАСС "О происшествии с советской подводной лодкой", опубликованного 6 ноября 1981 г:

«...В ночь с 27 на 28 октября с.г. советская дизельная подводная лодка №137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции...»

Разбор этой навигационной аварии был дан в журнале «Морской сборник» №1 за 1993 год. Если коротко, то события развивались следующим образом: 17 октября 1981 года подлодка С-363, бортовой номер 137, вышла из польского порта Свиноуйсьце для выполнения учебных задач к востоку от о.Борнхольм. В октябре погода на Балтике совсем не курортная, часты туманы, морось, осадки и плохая видимость. 20 октября при определении места с помощью радионавигационной системы ДЕККА, штурманом была получена невязка (т.е. расхождение между предполагаемым, расчетным местом и результатом наблюдений) в 13,5 морских миль. Штурман, командир и начальник штаба бригады подводных лодок, который был старшим на борту, не сомневаясь ни минуты, согласились с таким результатом. Через сутки, 21 октября, при следующем определении места по той же радионавигационной системе была получена невязка уже в 29,5 миль. Снова ни штурман, ни командир, ни старший на борту не заподозрили неладное и приняли к дальнейшему счислению результаты этого определения места. 25 октября штурман и командир пытались определить свое место в утренние сумерки по звездам, но из-за неправильного приготовления секстана получили большие ошибки в измерениях, что не позволило решить до конца астрономическую задачу. Следующая обсервация была 26 октября все с помощью той же радионавигационной системы. К радости штурмана, невязка составила всего 8,5 миль. Полученное место было принято к дальнейшему счислению тем самым увеличив расхождение между счислимым и фактическим местом до 45 миль. В этот же день, после определения места по глубинам и принятия полученного места к счислению, расхождение с фактическим местоположением составило 53,8 мили (99,6 км) – больше половины ширины Балтики в этом районе!

Результат такого кораблевождения не заставил себя долго ждать. В ночь с 27 на 28 октября подводная лодка села на прибрежную отмель о.Турумшер, по соседству со шведской военно-морской базой Карлскруна (Karlskrona), имея расхождение в месте в 56,3 мили.

Разразился международный скандал, об этом инциденте было не мало написано. Нас же интересует, каким образом с помощью современной для того времени радионавигационной системы ДЕККА, имеющей точность определения места 0,1 – 0,4 мили, наши моряки умудрились получить невязку в половину Балтийского моря.

Радионавигационная система ДЕККА, которой пользовались моряки С-363, представляла собой цепочки береговых радиостанций, каждая из которых имела в своем составе три ведомых станций, расположенных приблизительно в вершинах равностороннего треугольника, и ведущей станции, находящейся в его центре. Определение места осуществлялось путем определения разности расстояний между судном и береговыми станциями по измерению разности фаз принятых радиосигналов. Сложно? Тогда давайте вспомним школьную физику. Радиоволна представляет собой колебание. Несколько радиоволн, излучаемых на одной частоте могут отличаться по фазе.

Измеряя разность фаз колебаний можно получить разность расстояний до станций.

Одинаковая разность расстояний между двумя точками представляет собой гиперболу. Из учебника геометрии мы знаем, что Гипе́рбола — геометрическое место точек M евклидовой плоскости, для которых абсолютное значение разности расстояний от M до двух выделенных точек F1 и F2 (называемых фокусами) постоянно.

Такие гиперболы и изображали на специальных картах для определения места с помощью разностно-дальномерных радионавигационных систем.

Сетки гиперболических линий положения каждой пары станций показывались красным, зеленым и фиолетовым цветами. В соответствии с этим ведомые станции было принято называть по цвету создаваемой сетки «красная», «зеленая» и «фиолетовая».

При определении места штурман снимал показания с циферблатов приемника и откладывал полученные значения на карте.

Точка пересечения двух гипербол давала искомое место. Но если взглянуть еще раз на рисунок, где изображен колебательный процесс, нетрудно заметить, что колебания периодически повторяются, а значит одинаковая разность фаз есть в каждом колебательном цикле. Следовательно, система обладает многозначностью фазовых отсчетов. При этом, чем выше частота излучения, тем уже получаемая «дорожка» между гиперболами с одинаковой разность фаз. Ширина такой фазовой дорожки в системе ДЕККА составляла 350 — 590 м. Чтобы правильно опознать «дорожки» система периодически переключалась в режим «разрешения многозначности», когда частота излучения увеличивалась и с помощью отдельных индикаторов можно было получить номер «зоны» шириной 10,5 км (обозначались буквами латинского алфавита от А до J), в которой и надо было искать уже свою «точную» дорожку. А вот распознать нужную зону можно было только по счислимому месту.

Таким образом, промахнувшись с «зоной», штурман подлодки С-363 ошибся с дорожками, и получил ошибочное место. В дальнейшем ошибку можно было обнаружить, проанализировав странный разброс невязок, однако, этого никто не сделал. "Шведские каникулы" подводной лодки С-363 завершились 6 ноября, в тот самый день, когда советские газеты наконец-то сообщили о случившемся. Снятая с мели 137-я, несмотря на восьмибалльный шторм, своим ходом в надводном положении двинулась к родным берегам. Утром 7-го она уже входила в свою базу. В эти минуты на Красной площади начинался военный парад по случаю 64-й годовщины Великого Октября.

С тех пор за С-363 на Западе закрепилось ироничное название Whisky on the Rocks. Здесь стоит пояснить, что «эски» по классификации НАТО относились к классу Whisky, так что получается игра слов: «Виски на скалах (на льду)» – название популярного коктейля.В нашей стране лодку-неудачницу окрестили «Шведским комсомольцем» по ассоциации с серией кораблей, носивших «комсомольские» имена.

Источники:


Комментарии 0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии