Командирские ориентиры

Сначала я хотел назвать этот рассказ «Грабли». Ну в том смысле, что есть грабли, на которые наступают, получают в лоб, делают выводы, ну или не делают и тогда наступают снова. В-общем, когда как. Но потом подумал, что флот и грабли – как-то не очень созвучно, поэтому вот вроде бы про грабли, но не совсем про них.

Итак…

Вы знаете, что такое питерские дворы-колодцы, - каменные прямоугольники, соединяемые с улицей только узким проемом арки? Вы когда-нибудь пробовали выехать из такого двора на не очень маленьком автомобиле? Вы медленно едете по внутреннему периметру, стараясь не задеть припаркованные авто с одной стороны, и ступеньки парадных с другой. Затем вам необходимо повернуть направо, в арку. Для того, чтобы не развалить угол арки бортом автомобиля (ну или не расхерачить борт, если арка окажется крепче) необходимо сначала вывернуть влево, от арки, чтобы увеличить радиус поворота, и только затем вписаться в арку, резко выкрутив руль вправо.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения выходили из бухты Ягельная точно также. Только масштабы «двора» и «автомобиля» другие: сначала курс на Ягельные створы (К - 10,5°), потом резко влево на К-345° и через минуту сразу вправо на 90,2°, в «арку», - между буями сетевого противолодочного заграждения на входе в бухту. При этом руль только «на борт», иначе не вписаться в поворот.

РПКСН проекта 667 БДР выходит из бухты Ягельной

Как и положено, момент поворота сначала влево, а затем вправо штурман должен определять по заранее рассчитанным поворотным пеленгам. Так научили еще в училище и это правильно.

Но попав из уютной штурманской рубки на продуваемый всеми ветрами мостик, я узнал, что в реальности не все происходит так, как учили в навигацкой школе.

Да, штурман смотрит в пеленгатор, следит за поворотными пеленгами, но краем глаза косит в сторону. Этому не учат в училище, этот опыт передается от старших младшим. Когда я первый раз самостоятельно выходил из Ягельной, флагманский штурман доверительно наставлял: «Брось пялиться в пеленгатор! Видишь Ленина? Как только он будет «на крыле», время поворота влево на 345, потом считай до 60-ти и командуй вправо на 90,2. Просто и надежно.»

Тот самый Ленин напротив рубочных горизонтальных рулей («на крыле»). Фото И. Курганова.

В конце восьмидесятых в Сайда-губе было развернуто грандиозное строительство. В гранитных скалах была прорублена огромная нора - штольня, вход в которую был под водой. Лодка в подводном положении должна была заходить в этот грот и грузить там вооружение. Самого входа в штольню с поверхности не видно, но вблизи нее на скалах воины строители, сыны таджикского или туркменского народа, нарисовали огромный барельеф основателя первого в мире социалистического государства. Вот напротив этого Ленина и нужно было поворачивать.

Такой метод судовождения у нас назывался «по командирским ориентирам» - потому как об этих секретных ориентирах узнавали только посвященные, то есть те, кто непосредственно находился на ходовом мостике. А это командир, старпом и штурман.
Позже я узнал, что судовождение «по командирским ориентирам» называют лоцманским или глазомерным методом и всячески игнорируют в программе подготовки штурманов, ибо нефиг. А напрасно…

24 сентября 2016 года, уже ночью парусная яхта Славия возвращалась после гонки Гогланд-Рейс 2016 в яхт-клуб Крестовский. Экипаж не спал вторые сутки, замерз и устал, мечтая поскорее оказаться дома в теплой постельке. На Невскую губу опустилась холодная питерская ночь. Вокруг – низкое небо над головой и зарево огней большого города. Рулевой из последних сил старался не только смотреть, но и видеть окружающую обстановку, чтобы не пропустить буи Петровского фарватера, куда нужно свернуть, чтобы попасть в Крестовский. Ну, когда же уже они появятся! Внезапно эту тревожную безмятежность нарушил диспетчер системы управления движением «Радио-9»:

- Яхта Славия, а куда вы идете?
– В Крестовский.
- Уверены?
- Конечно
- по Петровскому фарватеру?
- Безусловно
- Тогда, на всякий случай, Петровский фарватер у вас по корме в полумиле

Вот ….

Поворот на 180 градусов, всматривание в темноту в 6 глаз в поисках красных и зеленых проблесковых огоньков латеральных знаков. Вроде бы здесь. А что на эхолоте? Нет, это не здесь… А что на картплотере? Проехали… Вот же незадача. Наконец, с третьей попытки, фарватер найден по глубине и электронной карте. А знаков так и не видно из-за городской засветки и большого расстояния между буями. И створные знаки далеко и их также не видно из-за огней большого города. А картплотер? А на нем просто оставили крупный масштаб, так что когда фарватер был на экране, на экран никто не взглянул, а когда взглянули, фарватер уже «уполз» за пределы экрана.

Яхта Славия. Фото Антона Макханова

Чем опытные мореплаватели отличаются от многоопытных? Правильно, умением извлекать уроки и не наступать дважды на одни и те же грабли. Сразу после этого случая пришлось вспомнить о командирских ориентирах.

Славия имеет осадку 2,5 метра, что для Невской губы очень даже немало. Поэтому путь в Крестовский яхт-клуб для нее обычно лежит сначала к Петровскому фарватеру, куда нужно попасть в районе буя, обозначающего начало канала, следующего южнее Васильевского острова через ЗСД в Гутуевскую гавань. Раньше он назывался Корабельный канал или Корабельный фарватер, а сейчас в Навиониксе это выглядит как “KORABEL NYY KANAL” (именно с пробелом между L и N).

Лахта-центр

При внимательном изучении карт оказалось, что эта точка удачно лежит на створе здания Лахта-центра – современной достопримечательности Питера и переднего створного знака Подходного канала, ведущего в ковш Галерной гавани, где сейчас останавливаются круизные суда.

Передний створный Подходного канала

Кукуруза Лахта-центра видна везде и всегда. Отличный ориентир! Передний створный тоже хорошо виден, т.к. подходим к нему близко. Непосредственно выход на фарватер контролируем по эхолоту. С тех пор, что ночью, что днем больше проблем с попаданием на Петровский фарватер не было.

Створ Лахта-центра и переднего створного знака Подходного канала

В Невской губе много мест, где командирские ориентиры применимы и даже незаменимы. Например, чтобы попасть к приемному бую Сидоровского канала, что ведет в Ломоносов, достаточно после схода с Петровского фарватера держать на красно-сине-белые краны порта Бронка, которые отчетливо видны и днем, и ночью на фоне иногда голубого, но чаще серого неба. При этом наш путь будет лежать через банку Каменную, отмеченную хорошо заметным столбом посреди моря.

Краны порта Бронка

Банка Каменная

Путь в Ломоносов

А чтобы подойти к тому же бую от Кронштадта, достаточно повернуть так, чтобы по корме оставался створ Кронштадтского морского собора и светящегося знака Военной гавани. А потом, чтобы особенно ночью не промахнуться мимо Сидоровского канала, знаки которого не светятся, нужно держать на задний створный знак Ломоносовского фарватера.

Подход к Сидоровскому каналу со стороны Кронштадта

А вот еще секрет от старых капитанов: чтобы подойти к стенке форта Обручев с восточной стороны и не сесть на камни ушедшего под воду бреквотера нужно держать в створе угол капонира и швартовую пушку. Знающие люди покрасили угол и пушку в белый цвет, так что теперь этот створ виден издалека.

Ну и, наконец, чтобы попасть на дальний кордон к Кузьмичу, нужно держать на два пальца левее Альголя (шутка).

Альголь, созвездие Персея

Все эти командирские ориентиры можно найти на карте при правильной подготовке к плаванию. Главное уметь их увидеть и потом грамотно использовать. И тогда наверняка грабли достанутся не вам, а кому-то другому.

В статье использованы фотографии Ильи Курганова, Антона Маханова, материалы сайтов www.flot.com, www.bronkagroup.ru


Комментарии 0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии