«Эффект обратного мышления заключается в том, что у эксперта, знакомого со всеми обстоятельствами аварии, возникает иллюзия очевидности аварийного исхода при таких действиях, в то же время для человека, предпринимавшего действия, приведшие к аварии, такой исход был далеко не очевиден.»
Какой-то умный учебник
Яхта «Ника» на камнях острова Мохни. Август 1976 года.
Вроде бы никто не стремился, чтобы все закончилось именно так. Скорее даже никто и не предполагал, что это всё закончится именно так, и уж тем более никто не думал, что всё придёт к такому финалу. Но этот никто как раз и оказался тем самым виновником случившегося. Ну и капитан, конечно, потому как только он и отвечает за всё, в том числе и за этого никто, который… не следил, не оценил, не записывал и не отслеживал и даже (о ужас!) не думал. А яхта – на камнях. Большая красивая деревянная с божественным названием «Ника».
Яхта «Ника». Наши дни
День 2 августа 1976 года был понедельником. Ну, собственно, бывалым морякам с ракушками на заднице дальше и рассказывать нечего – понедельник, он и на Балтике понедельник. Но для остальных… В общем в этот день красавица «Ника» - 12-ти с небольшим метровая парусная яхта класса Л6 1975 года постройки следовала Финским заливом по направлению в Ленинград, как тогда назывался Санкт-Петербург. Курс проходил вдоль побережья Эстонии. Погода была хорошая: легкий северо-восточный ветерок 2-4 м/с, слоистая с небольшими разрывами облачность. В общем, ничто, как говорится, не предвещало.
Примерно в это же самое время где-то в северной части Белорусии совершенно неожиданно для капитана и его экипажа сформировался небольшой, но очень активный циклон, который, оставаясь незамеченным, начал набирать силу и продвигаться к северу, к берегам Финского залива.
К середине дня ветер в Финском заливе усилился и стал отходить к северу. В 15-00 он уже достигал скорости 5-7 м/с, а к вечеру раздуло еще сильнее. Видимость упала, облака полностью закрыли небо.
Нельзя сказать, чтобы никто на «Нике» не заметил этих изменений. Еще днем, заступая на вахту в 14-00, помощник капитана обратил на это внимание, но яхта продолжала следовать прежним курсом до 20-00, когда, наконец, капитан решил увалиться вправо, курсом на юг. Буквально через 40 минут после поворота впереди по курсу открылся маяк острова Мохни, возле которого и было решено встать на якорь и переждать надвигающуюся непогоду.
Схема Финского залива. Маяк Мохни
Остров Мохни с одноименным маяком на северной оконечности расположен примерно в 35 милях к востоку от Таллина и примерно в двух с небольшим милях к северо-востоку от населенного пункта Вийнисту, уютно устроившегося на материке.
Остров Мохни
Остров небольшой, вытянутый с северо-запада на юго-восток с приглубыми берегами. Вот у такого приглубого, (т. е. имеющего значительные уклоны подводного склона и незначительную его ширину) берега и встала на якорь «Ника», защищаясь от северного ветра, отдав примерно 60 метров якорной цепи.
А между тем к 21 часу центр циклона находился уже над южным берегом залива и перемещался дальше на север. Ветер в районе о. Мохни усилился до штормового и к 24 часам стал поворачивать к западу и еще больше крепчать.
Когда экипаж спохватился, было уже поздно. Ветер стал сносить яхту на камни острова Мохни. «Ника» стояла на якоре у приглубого берега в таком месте, что совершить маневр под парусами не было возможности: справа находилась отмель, впереди, совсем близко — камни. А усилившееся волнение, которое в районе стоянки яхты было еще больше, чем в заливе, так как волна приходила с глубокого места на мелкое и, следовательно, ее высота росла, сводило на нет все попытки отойти под двигателем: он не выгребал против волны и ветра.
Таким образом, «Ника» оказалась в западне. Ветер, имевший к этому времени скорость более 20 м/с, зашел еще больше к западу и выкинул яхту на камни. Спасло ее от полного разрушения только то, что она оказалась прижатой к огромному валуну.
На камнях
Экипаж яхты в кромешной темноте и рёве шторма, проявив выдержку и самообладание, сумел по мачте перебраться на берег и укрыться на маяке.
Маяк Мохни
К 3 часам 3 августа ветер в районе о. Мохни еще больше повернул на запад и набрал скорость не менее 23—24 м/с. Центр циклона находился уже над северным берегом Финского залива, а сам циклон стал вытягиваться в меридиональном направлении. В центре залива (в районе о. Готланд и о. Мощный) ветер при этом был умеренным — силой 3—4 балла.
В результате этой аварии яхта была сильно повреждена и потребовала значительных усилий для возвращения в строй.
Яхта на камнях
Так что же нужно было сделать и чего никто (да, да! Тот самый) так и не сделал, чтобы катастрофы не случилось?
Для начала давайте вспомним азы, так сказать. Циклон – это замкнутая область пониженного давления, в которой воздух перемещается по спирали от периферии к центру, вращаясь в северном полушарии против часовой стрелки. Таким образом, ветер у поверхности, под действием разности давлений (называется барический градиент или градиент давления), силы трения воздуха о подстилающую поверхность, эффекта Кориолиса будет направлен под некоторым углом к изобарам – линиям равного давления. Для моря этот угол будет составлять около 10 градусов к касательной к изобаре.
Схема циклона
Отсюда следует, что направление ветра для наблюдателя будет зависеть от того, в какой точке этот самый наблюдатель находится относительно центра циклона.
В момент подхода циклона к Финскому заливу остров Мохни находился в его северо-западном секторе, где дул северо-восточный ветер.
Синоптическая карта на 18-00 2 августа 1976 г.
По мере смещения циклона к северу, остров Мохни оказался сначала в его западном секторе, а затем в юго-западном. А ветер соответственно поворачивал влево, т.е. с северо-восточного он стал северным, затем северо-западным и, наконец, западным.
Синоптическая карта на 21-00 2 августа 1976 г.
Синоптическая карта на 24-00 2 августа 1976 г.
Мог ли капитан и экипаж предугадать неблагоприятное развитие погоды? Да, мог. Достаточно было послушать радио Таллина, где каждый час давалось штормовое предупреждение. Но это слишком просто. Более сложный путь – необходимо было фиксировать и анализировать изменения направления ветра и атмосферного давления. Падение давления говорило о приближении циклона. Местонахождение его центра можно было определить, используя «закон бейсболки», - как в шутку называют Закон Бейс-Бало (барический закон ветра), согласно которому, если стать спиной к ветру, то центр циклона будет располагаться слева-впереди. И тогда, как в нашем случае, если ветер северо-восточный и меняет свое направление влево, значит центр циклона перемещается в ту же сторону – влево – с юга на север. А значит, при прохождении циклона ветер будет и дальше поворачивать влево.
Закон Бейс-Бало
Да, предвидеть подобное развитие событий было не сложно, но это вывод экспертов, сидящих на диване и уже знающих, что и как случилось. Эффект обратного мышления работает.
Вы можете сказать, что случай с «Никой» был в прошлом веке, а вот сейчас, в век интернета и космических технологий подобной проблемы нет, и с помощью смартфона капитан сможет в любой момент посмотреть прогноз. Если я ответственно скажу вам, что это не так, вы не потеряете сон, спокойствие, аппетит и тягу к прекрасному?
Лето 2018 года, 21-й век, на минуточку. Яхта «Славия» прибыла в Выборг для участия в гонке «Паруса Выборга» и пришвартовалась в яхт-клубе на мысе Бобровый.
Яхта Славия
Ну как пришвартовалась. Уткнулась в камни носом, заведя с кормы якорь и растянувшись на швартовых. Место стоянки – сразу за мысом, закрывающим яхту от западного ветра.
Схема стоянки яхты «Славия» на Бобровом мысу
Прогноз погоды получен, он понятен и проанализирован: приближается циклон с усилением ветра. Собственно, как раз ночной переход из Питера в Выборг и был спланирован так, чтобы успеть до ухудшения погоды. После бессонной ночи экипаж в составе капитана, старпома и студента улегся спать совершенно спокойно, не утруждая себе вопросом, а какой ветер будет через три часа? А через шесть?
И надо же было такому случиться, что прогноз синоптиков оправдался, и обещанный циклон таки пришел с северо-запада и продолжил свое наступление на юго-восток. Что случилось? Правильно. Когда дул западный ветер, мыс Бобровый находился в южном секторе приближающегося циклона. Затем, когда циклон сместился, как ему и было положено по прогнозу, на юго-восток, ветер повернул вправо. Мыс уже не защищал яхту от ветра. Лодку стало бить о берег, якорь пополз, угрожая навалить «Славию» на стоящие слева другие лодки. Удары форштевня о камни прервали безмятежный сон экипажа, который выскочил наверх в трусах и озабоченных лицах, не совсем понимая, что происходит.
В этот раз все закончилось благополучно. С помощью матросов соседней яхты, которые оттягивали корму, «Славия» на полном ходу отскочила от каменистого берега, выбрала якорь и без происшествий перешла к безопасному месту стоянки в яхт-клуб напротив Выборгского замка. А если бы рядом не было помощников, все могло закончиться гораздо хуже.
Оглядываясь назад, можно сделать вывод, что такое развитие ситуации можно было легко предвидеть. Но опять этого не случилось.
Я вижу основную проблему в том, чтобы приучить себя как капитана к постоянному анализу ситуации. Какой будет погода и, в частности ветер, через три часа, а через шесть? Такой вопрос должен задавать себе каждый капитан яхты будь она в походе или стоит на якоре.
Нельзя стать хорошим капитаном если не приучить себя на уровне капитанского подсознания к постоянному анализу и оценке дальнейшего развития событий. Вот только как воспитать в себе такое мировоззрение?
По мотивам статьи Г.В. Забрускова «Западня», опубликованной в журнале «Катера и яхты» № 81 за 1979 год.
Фотоматериалы заимствованы с сайта Яхты «Ника», журнала «Катера и яхты» и ресурса www.ibiblio.org